Благодаря общению с Богом,
Ты – ТВОРЕЦ своего счастья
Твоя цель – достижима. Стремись к ней, развивай себя!
Действуя вместе, мы делаем нашу жизнь лучше!

 Українською  По русски

Особенно сильна мысль, порожденная в состоянии равновесия, и особенно слаба – творимая в хаосе разновесия. Личные эмоции раздражения, страха, сомнения, огорчения, недовольства, уныния, беспомощности и так далее ослабляют силу мысли, сводя эффективность на нет.

(Грани Агни Йоги, том.7, параграф 61, Гуру)

          

Опрос Опрос о желании учиться новому

Статья раздела Личности

Хатха Йога

Письмо из Гималаев

Агні Йога

Во второй книге «Оккультизма и Йоги» особенного внимания заслуживает статья д-ра А.М.Асеева о «Фармакодинамике Оккультизма»; она существенна и полезна, но, по моему мне-нию, автор слишком преувеличивает достижения Хатха Йоги, говоря, что «адепты ее, подобно раджа-йогам, пробуждают кундалини, приобретают сиддхи <Сиддхи (санскр.) – феноменальные силы, приобретаемые йогами благодаря святости: левитация, телекинез, телепатия и т.п.>, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи...».

Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого адептами Хатха Йоги, очень относительна, и освобождения от оков физической материи в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, они не достигают. В Учении сказано: «Мы не знаем никого, достигшего путем Хатха Йоги». Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), не прочно, в следующих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха Йоге, именно только самая легкая пранаяма(*), производимая с большой осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемо-му сумасшествию.

Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим недоверием взирают на Хатха Йогу и считают, что в лучшем случае она годится лишь «для тучных и больных». И Суоми Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Поэтому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуется не низшая сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст ученику необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме; каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но как далеки они от духовных достижений. Потому нельзя полагаться на одну пранаяму.

К началу страницы

Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что принято называть ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в Чаше(*). Именно, к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.

Также не вполне правильно утверждение д-ра Асеева, что «Тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступным благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов». Разве почвовед знает меньше о земле, нежели простой землепашец?

Затем, по моему мнению, разница между Хатха Йогой и Раджа Йогой именно качественная, а не количественная, как утверждает д-р Асеев. Хатха Йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда еще не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны.

Далее, Хатха Йога диаметрально противоположна Агни Йоге. В Учении сказано: «Именно Агни Йога не имеет ничего общего с Хатха Йогой — это нужно очень понять». Агни Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воз-действии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «Чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма Йоги(*)) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию.

Также нельзя каждого, вступившего на стезю одной из Йог, сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен, как сказано уже, лишь кармическими накоплениями. Поэтому, когда д-р Асеев пишет, что раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков... — правильнее было бы сказать, что имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом может прояв-ляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа... Раз достигнута высокая ступень истинного Йога — раджа, жнана или бхакти — не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не может стать «изувером», и жнана — Мудрец, обладающий Глазом Дангма, не может вдаваться в невежественные умствования, так же как бхакти — Владыка Космического Магнита(*), всевмещающего сердца, не может упиваться «смертными муками». В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога, или в ханже — будущего бхакти и в изувере — раджа-йога и т. д., именно имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнем духовности, могут дать определенные формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

К началу страницы

Хатха Йога опасна еще и тем, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. При храмах Индии держали и еще держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвященным. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумистической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агни-Йогом.

Владыки Знания очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Чтобы действительно стать оккультным учеником, следует, прежде всего, работать над нравственной, духовной стороной жизни путем применения Учения в жизни, что даст неминуемо расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению. Велика миссия — зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.

6.V. 1934. Елена Рерих. Гималаи.

Примечания:

Владыка – определительный эпитет высоких иерархов; Бог, сущность высшего уровня развтия. Назад к тексту

Карма (санскр.) – «дія, вчинок», закон причинно-наслідкових зв’язків, згідно яких доля людини складається як результат усіх її добрих і поганих справ, намірів та прагнень. Назад к тексту

Пранаяма – система упражнений для дыхания с целью урегулировать приток праны.
Прана (санскр. – дыхание, жизнь) – в индуизме – жизненная энергия, разлитая в природе. Назад к тексту

Чаша соответствует астральному сердцу. Центр Чаши помещается около сердца, среди нервных узлов. Чаша есть средоточие всех излучений. Это тот фокус, где преломляются и через который распространяются излучения зерна духа. Чаша образует треугольник между центром сердца и солнечным сплетением. Она помешается над солнечным сплетением на уровне сердца. Чаша принадлежит к тем нервным узлам, которые еще не исследованы. В древнейших Писаниях центр Чаши иногда назывался «Небесная Ось» (выписки из писем Елены Рерих). Назад к тексту

К началу страницы


Опубликовано: 10.02.2016
Последнее обновление: 12.02.2016