Благодаря общению с Богом,
Ты – ТВОРЕЦ своего счастья
Твоя цель – достижима. Стремись к ней, развивай себя!
Действуя вместе, мы делаем нашу жизнь лучше!

 Українською  По русски

Никакие слова, даже самые возвышенные и прекрасные, не заменят собою дела и не сотрут следствий дел прежних, если были они не от Света.

(Грани Агни Йоги, том.7, параграф 281, Гуру)

          

Опрос Опрос о желании учиться новому

Статья раздела Личности

Величие Николая Рериха
в том, как много он сделал
для культурного развития людей.

Николай Константинович Рерих

Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света.

О Николае Константиновиче Рерихе написано столько, что было бы странно пытаться сказать нечто новое. Но, с другой стороны, о выдающихся людях надо писать, чтобы их пример постоянно был перед глазами.


Кто он такой?

Пусть этот вопрос не покажется странным, ведь большинство из нас знает о Рерихе очень немного. Обычно имя Николая Константиновича ассоциируется с его художественным наследием, и мало кто знает, что Рерих был не только художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха как писателя, философа, путешественника, общественного деятеля. Еще меньше мы знаем его как Ученика, удостоенного в XX веке чести напрямую контактировать с Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить частицу Мудрости, полученной от них. Пакт Рериха, справедливо называемый «Красным Крестом Культуры», знаменитая трансгималайская экспедиция, прошедшая по пути сокровенных странствий Будды, институт Урусвати с задачей синтезировать науку и религию – все это тоже непосредственно связано с именем Рериха. Попробуем вместить в краткие рамки статьи основные вехи жизненного пути человека, о котором на востоке говорят, что он почтил Землю своим присутствием.


Детство и юность

Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина Федоровича Рериха. Сама фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и означает «богатый славой».
Уже в детстве проявилась многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре, загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись читать, он перечитал все, что касалось истории России и, особенно, ее героического эпоса. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. «Мои первые находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом Гоголя», - писал впоследствии Николай Константинович, чья способность синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ стала его собственным творческим кредо.

Его музыкальный и художественный вкус с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к семье Рерихов, но, очевидно, причины подобного устремления гораздо глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено величественностью горы, изображенной на находившейся в Изваре картине. Впоследствии Рерих узнал, что это была Канченджанга – одна из самых красивых и таинственных вершин Гималаев.

Константин Федорович, отец Николая, не противился разнообразию увлечений сына, ставя единственным условием для него юридическую карьеру. Сам же Николай уже в гимназии проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в Академию Художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.

К началу страницы

Начало творческой деятельности

В становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, выдающегося русского художника-передвижника. «В живописи должна присутствовать духовность, - учил Куинджи. - Ей должны подчиняться композиция и техника». «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», - подвел итог этому периоду сам Рерих. В дипломной работе – картине «Гонец. Восстал род на род» - он обобщил свое понимание русской истории, первые философские размышления о миссии России и открыл ей целую серию полотен, посвященных русской истории и мифологии. «Гонца» высоко оценил сам Л. Н. Толстой.

Будучи уверенным в том, что своими корнями русское искусство уходит в историю задолго до христианизации Руси, Рерих смело использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую критику, так и высокое признание со стороны современников. В 1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.

В том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого, Рериха поддержала Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в 1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию усадьбы Талашкино, в которой, по замыслу Тенишевой, должна была возникнуть община для художников. Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, к теме которой впоследствии он неоднократно возвращался.


Лада

В 1900 году, будучи проездом в Бологом в имении князя Путятина, Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей 28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда удивительное будущее этого союза? «Ладой» называл Николай Рерих свою «другиню и вдохновительницу» и посвятил ей несколько своих работ. Одна из них, «Ведущая», в аллегорической форме передает тонкие и глубокие взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов. «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся семья - всё строится по тем же благодатным началам», - писал Николай Константинович о супруге.

Многие картины, творческие и общественные начинания Рериха стали результатом работы двоих. Большое влияние на молодых Рерихов оказали труды Рамакришны и его ученика Вивекананды. Особенно близкой им была идея о том, что служение Богу должно сопровождаться сознательной работой на общее благо, служением другим людям. В начале XX века Рерихи познакомились с теософией, с работами Блаватской. Впоследствии именно Елена Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину». В творчестве Николая Константиновича нашли свое воплощение идеи и образы Живой Этики, Агни-Йоги, записанной через посредничество Елены Ивановны.

К началу страницы

Отъезд из России

В 1916 году, в связи с осложнениями после перенесенного годом ранее воспаления легких и по настоянию врачей семья Рерихов переехала в Финляндию, где встретила революцию и оказалась отрезанной от России. У Николая Константиновича не было однозначного отношения к событиям 1917 года в России, но была очень четко сформулированная позиция в отношении сохранения культурных ценностей от разрушения. Пока в 1918 году не была окончательно закрыта граница между Россией и Финляндией, он продолжал приезжать в Петроград и работать в Комиссии по охране памятников культуры и искусства. В 1919 году Рерихи переехали в Лондон, а в 1920 – по приглашению Чикагского Института Искусств – в Америку.

В октябре 1921 года в Нью-Йорке Николай Константинович основал Школу объединенных искусств, воплотив тем самым свою давнишнюю мечту объединить под одной крышей разнообразные виды искусства. Основной идеей Рериха было через искусство проложить в сердца людей путь для высшего познания: "Искусство объединит человечество. Искусство - неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство - явление грядущего синтеза. Искусство - для всех. Врата "священного источника" должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям - оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны".

Параллельно в Америке с невиданным успехом проходили выставки художника, а в 1924 году даже был открыт первый в мире музей, посвященный творчеству одного художника – Н. К. Рериха. С момента своего создания Музей Рериха приобретал практически все картины художника, и до сих пор является самым крупным их собранием.


Трансгималайская экспедиция

В 1925-28 годах состоялась грандиозная трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир – Ладак - Китайский Туркестан – Алтай – Монголия - пустыня Гоби – Тибет – Гималаи - Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал. Были собраны коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха преодолела невиданные физические и политические препятствия. Достаточно сказать, что экспедиционному каравану приходилось проходить в Гималаях перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время находиться на высоте более 3000 метров – и при этом продолжать работу. В течение пяти месяцев зимой в летних палатках при арктических температурах экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как власти Тибета подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.

Но трансгималайская экспедиция Рериха имела не только научные, но и иные цели, значительно выходящие за рамки «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды, и что в течение экспедиции Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами – Великими Учителями человечества – и работали под их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже они получили по почте необычную посылку, содержавшую шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и что этот Камень сопровождал их в экспедиции. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть широко поняты и, скорее всего, будут извращены. Но с невиданным упорством и, порою, реальным риском для жизни они не отступили от цели и завершили экспедицию.

К началу страницы

"Мир через Культуру"

В 1928 году, после возвращения из экспедиции, Рерих вплотную приступил к осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого. Речь идет о знаменитом Пакте Рериха, призвавшем на международном уровне к защите культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте Пакта, в частности говорится, что "образовательные, художественные и научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал, собственность и имущество... считаются нейтральными и подлежат защите и охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо дискриминации со стороны государства относительно любого специального учреждения или миссии... Памятники, организации, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг..., который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами, правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон".

В качестве «отличительного флага» Рерихом было предложено изображение, названное «Знаменем Мира»: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную окружность. Это изображение не являлось новым, встречалось во многих древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку и искусство в круге культуры. Другое прочтение – прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Задачей Знамени Мира было защищать произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии Президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому присоединилось более 20-ти стран.


"Урусвати"

После возвращения из центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в Индии, в долине Кулу. Николай Константинович основал гималайский институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды». Под руководством Юрия Рериха, сына Николая Константиновича, собирались и переводились древние манускрипты, изучались полузабытые диалекты. Институт вел широкую деятельность по изучению и сбору лекарственных растений; был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. С институтом «Урусвати» сотрудничали многие путешественники и ученые, среди которых, например, были Свен Гедин и Альберт Эйнштейн.

Сам Николай Константинович за время работы в Кулу создал одни из самых глубоких и философских своих полотен. В них он попытался передать образы подвижников, Учителей в разные времена и в разных странах пытавшихся передать людям искры вневременной мудрости и зажечь в них огонь Духа. Заложив в основание «Урусвати» принцип непрестанного труда, преобразующего человека и мир вокруг него, сам Николай Константинович неотступно следовал этому принципу. Несмотря на обнаруженную у него серьезную болезнь сердца, он продолжал ежедневную работу. Его сердце остановилось 13 декабря 1947 года, когда он работал над новым вариантом картины «Приказ Учителя».


Голос Николая Рериха вы можете услышать, заглянув на страницу сайта Ларисы Петровны Дмитриевой.

Изображения картин Николая Константиновича Рериха собраны в web-каталоге.

К началу страницы

Источник: www.newacropol.ru
Опубликовано: 29.12.2008
Последнее обновление: 13.05.2009