Благодаря общению с Богом,
Ты – ТВОРЕЦ своего счастья
Твоя цель – достижима. Стремись к ней, развивай себя!
Действуя вместе, мы делаем нашу жизнь лучше!

 Українською  По русски

Спешить лучше, чем спать в ожидании.

Живая Этика

          

Опрос Опрос о желании учиться новому

Статья раздела Личности

Елена Петровна Блаватская

Эта женщина стала знаменем духовной революции ХІХ века. Незаурядное духовное развитие Елены Блаватской и блестящий ум не позволяют просто постигнуть ее как человека земного. Но есть надежный критерий познания человека – по результатам деятельности. А результаты жизненной деятельности Елены Блаватской поистине грандиозны. Сдвинуть закостенелое мировоззрение тогдашнего мира, который погряз в тенетах догматичных религий и материалистического скептицизма, – какая сила духа для этого нужна! Это удостоверяют воспоминания учеников Елены Блаватской.

Могучий дух Е. П. Б. воспламенял нашу вялую кровь, энтузиазм ее был неугасаемым пламенем, от которого все современные теософы зажигали свои факелы... (Генри Олькотт)(*)

Самой выдающейся чертой ее характера была сила, устойчивая, твердая, как скала… В ее натуре преобладали мужественные свойства: прямая, определенная, быстрая, с сильным хотеньем, светлая, живая, свободная от желчи и от всякой мелочности, – в ней не было ни одной черты обыкновенной женщины. (Анни Безант)(*)

С непреодолимой силой и энергией утверждала она существование бессмертного духа и учила реальности духовного мира, сама проявляя такие свойства, каких я не мог себе даже представить у смертного человека. С небывалой мощностью восставала она против темной тучи зла и невежества, окутывающей со всех сторон земную жизнь; пролом, который сделан ею в этой свинцовой туче, пролом, показавший нам сияющий свет в небесах, доказывает, с какой силой наносила она свои удары. Для нее была единственным обязательным законом действительность духовной природы; деспотизму физической природы она не подчинялась никогда. (Чарльз Джонстон)(*)

Она давала нам теософию не как учение, не как религию, философию или гипотезу, а как живую силу, которая должна проникать в самые недра нашей жизни. (Уильям Кингсланд)(*)

Сила и энергия ее характера поразили мое воображение, и я захотел услыхать учение женщины, которая не только одолела преследования и трудности всякого рода, но и пересилила самое смертоносное орудие нашего века: насмешку, презрительный хохот, раздавшийся в двух частях света. …она одна из всех вождей человечества дала мне истинное познание и научила стоять за правду перед лицом всего мира. (Кемпбел Фер Планк)(*)

К началу страницы

И неужели людям Запада недостаточно, если гордый брахман, который никогда ни перед кем не склонял головы, кроме Высшего Сущего, если он перед этой белой йогиней Запада складывает руки, как послушное дитя? (Раи Б.К.Лахири)(*)

И еще удостоверяют ученики вторую черту характера, без которой ничего выдающегося не происходит, это – любовь к людям и самопожертвование, присущее Елене Блаватской в наибольшей степени:

Ее жизнь была сплошным мученичеством из любви к людям. …далекая от какого бы то ни было эгоистического мотива, посвящала жизнь и силу делу любви, не ожидая ни благодарности, ни награды. (Генри Олькотт)

Ничему из всех ее необыкновенных свойств я так не удивлялся, как ее глубокому смирению, ее постоянной готовности радоваться достоинствам в других и всегда забывать свои собственные великолепные дары. Е. П. Б. была похожа на горный поток, вытекающий из глубокого светлого озера, скрытого за облаками и несущего богатства заоблачных сфер в земные долины. (Чарльз Джонстон)

Основная нота всех ее учений и всей ее жизни – самопожертвование. она учила нас теософии не словами, а примером. Она сама была величайшим из теософов не потому, что создала теософическое движение и принесла миру сокровища древней Мудрости, а потому, что способна была на великое самоотречение. (Уильям Кингслад)

Никто не может передать истину так, чтобы она вызывала в других живые плоды, если он сам не сделался частью этой истины. Нельзя давать того, чего у самого нет. …Мы, которые знаем ее влияние на нашу жизнь, можем только улыбаться, слушая ее врагов. Никогда она не могла бы вызвать в нас стремление к истине и к добру, если бы сама была далека от них. (Кемпбел Фер Планк)

А еще – простота, доступность Елены Блаватской:

Одна из самых ее поразительных черт была удивительная сердечная простота; она была в полном смысле слугой каждого человека, который искренне искал ее помощи. Даже самые ожесточенные ее враги – обратись они к ней в нужде – нашли бы у нее помощь... Я уверен, что она сняла бы платье с себя, отвела бы кусок от своего рта, чтобы одеть и накормить злейшего из врагов своих. Ей и прощать не приходилось, потому что всякая злоба была так же далека от нее, как далеко от земли до небесной звезды. А бескорыстно работать она умела так, что этим одним воспитывала душу и волю окружающих. (Бертрам Китли)

Прямолинейная, пламенная, как свидетельствуют ее современники, она, игнорируя гордые в своей напыщенности верхушки классов общества, чем наживала себе множество врагов, умела душевно подойти к общению с простыми людьми, из которого почерпала много интересного и самобытного, о чем писала в литературных очерках и рассказах. А писать было о чем. Кто еще за свою земную жизнь успел подобным образом осуществить массу уникальных путешествий в большей части земного шара, во время которых можно было узнать массу обрядов, символов и систем верования, чтобы найти в них общий корень Единственного Древнего Знания.

К началу страницы

Эта госпожа – Елена П. де Блаватская, успела много увидеть на своем веку. Она побывала почти во всех странах Востока, искала остатки древних культур у подножия египетских пирамид, своими глазами видела тайные обряды в храмах индуистов, в сопровождении вооруженного эскорта посетила далекую Центральную Африку. Приключения, которые происходили с ней, встречи с необычными людьми, ужасные события, которые совершались во время ее путешествия на суше и на море, – из всего этого можно было бы составить самый романтичный рассказ, когда-либо написанный биографом. За всю свою жизнь я не встречал такого интересного человека.(Генри Олькотт)

Как отметил Ан. Коротченко в статье «Космическая женщина Елена Блаватская»: «Действительно, это были приключения, которые по силам далеко не всякому мужчине, не говоря уже о женщинах. В Италии, где шла в тот момент освободительная война, Елена Блаватская вступила в отряд Гарибальди и ринулась в бой, откуда ее вынесли с пятью ранениями, едва живую. В Америке она мужественно разделяла тяготы жизни с индейцами, когда изучала их обычаи и традиции. Кстати, Блаватская стала первой женщиной из Российской империи, которая получила американское гражданство, и первой из украинок, которая попала в тайный Тибет. Популярность нашей землячки в мире становится такой большой, что даже в солидном английском словаре «Men and Women timе», где знаменитым людям посвящается всего один столбец, Елене Петровне Блаватской отводится целых три.»

И не только осуществила она наиболее интересные познавательные путешествия, но и детально зафиксировала их в памяти, чтобы потом передать в литературных произведениях, которые печатались как по месту пребывания Е.П., так и в далекой тогдашней России.

Испытывала Елена Петровна свои силы на земном плане в разного рода деятельности, даже в коммерческой (фабрика по изготовлению чернил, магазин продажи искусственных цветов и т. п.) и в артистической. Так под псевдонимом «Мадам Лаура» в 1872-1873 годах она, как талантливая пианистка провела ряд выступлений с бурными импровизациями, которые были восприняты публикой на высоком уровне. Полковник Олькотт писал: «Она была замечательной пианисткой, ее игру отличала эмоциональность, выразительность, совершенство».

Но с 1875 года вся побочная деятельность отошла на задний план. Е. Блаватская энергично и целеустремленно включилась в работу высшего плана – создание теософского общества, потребность в котором назрела в тогдашней среде, особенно на материалистически обособленном Западе Европы. Е.П. стала проводником высших духовных идей своих Высоких Учителей.

Стремление ее в Тибет принесло плодотворные результаты. По благословению Высших Наставников подошли к ней в этой непростой деятельности и друзья по сотрудничеству. В первую очередь – полковник Генри Стил Олькотт, потом – Альфред Перси Синнетт – редактор правительственной аллахабадской газеты «The Pioneer», Анни Безант и другие ученики.(*)

При всей плодотворной деятельности на этом поприще до поздних ночей, кроме теософских статей писались и упорядочивались уникальные книги. Основные труды Блаватской: «Разоблаченная Изида» (1877), «Тайная Доктрина» (1888), «Ключ к Теософии» (1889), «Голос Безмолвия» (1889), а также историко-литературные очерки об Индии.

К началу страницы

Е.П.Б., как истинная патриотка своей земли и своего рода, никогда не забывала Родину, постоянно писала письма к родным (г.Желиховской, Надежде Фадеевой и др.). и следила за событиями на родной земле, бурно реагируя на все (война с Турцией, покушение на царя Александра и т. п.) своими письменными обращениями в прессу. По возможности она посещала родительские места, с которыми имела глубокую кровную связь.

Родословная семьи Е.П. была такой же необычной и выдающейся, как и сама Блаватская. Коротко она выглядит так: Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 года в г. Екатеринославе, в дворянской семье. Ее отец – родовой наследник макленбурзких принцев Ган фон Роттенштерн-Ган; мать – правнучка гугенота Бандре де Плесси, изгнанного из Франции за религиозные убеждения. Петр Алексеевич Ган посвятил себя военной карьере – служил полковником в конной артиллерии. Елена Андреевна Ган (1814-1842) прожила короткую, но яркую жизнь, озаренную талантом романистки, который восхищал даже таких тогдашних метров пера, как Тургенев и Белинский. Бабушка, княжна Е. П. Долгорукова (1789-1860), имела склонность к науке, знала пять языков и переписывалась с лучшими умами Европы. Дед, А. М. Фадеев (1791-1867), – выдающийся государственный деятель, который знал Александра Пушкина и сам написал прекрасные мемуары.

В последние месяцы жизни Е.П. работала над составлением «Теософского словаря», который вышел через год после ее смерти. 25 апреля 1891 года она заболела гриппом во время эпидемии в Лондоне. 8 мая она отходит из земной жизни. Блаватская завещала, чтобы тело ее было отдано не земле, а огню. Оно было кремировано 10 мая в Уокинге. Прах Е.П. был разделен на три части, которые теперь сохраняются в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. День отхода Е.П.Блаватской назван «Днем Белого Лотоса».

«Елены Петровны Блаватской нет более в земной сфере… Она не принадлежала к какой-то одной нации. Все пространство Земли было ее домом, все человечество – ее братьями …вся жизнь ее была необычной. Нет человеческих мерок, которые можно было бы отнести к ней. Она навсегда останется единственной в своем роде…» («Индиан миррор», 15 мая 1891 года).

Сама о себе она писала : «Я – старый буддийский пилигрим, что путешествует по миру для того, чтобы преподавать истинную религию, которой является Истина».

К началу страницы

Примечания

ГЕНРИ СТИЛ ОЛЬКОТТ (1832–1907) – первый президент Теософского общества с 1875 по 1907 годы. Г. Олькотт был полковником американской армии, участвовал в борьбе за освобождение негров, затем был журналистом, в 1875 году вместе с Е. П. Блаватской основал Теософическое общество, пожизненным президентом которого и состоял до своей смерти. С 1894 года жил в Индии в доме Теософического общества в Адьяре, где и умер в 1907 году.

АННИ БЕЗАНТ (1847–1933) – после смерти Г.Олькотта становится президентом Теософского общества в Адьяре с 1907 по 1933 год. Она является автором многих известных книжных изданий.

ГЕРБЕРТ БАРРОУ – лондонский рабочий, член парламента, работавший с г-жей А. Безант в период ее бурной общественной деятельности и вместе с нею примкнувший к теософскому движению.

ЧАРЛЬЗ ДЖОНСТОН – американский писатель, работавший над религиозно-философскими вопросами. Переводчик Упанишад и автор многих талантливых статей по теософии. Был женат на племяннице Е. П. Блаватской, Вере Владимировне, которая издавала теософский журнал «Quarterly» в Нью-Йорке.

БЕРТРАМ КИТЛИ – ревностный поборник теософии в Индии, автор многочисленных публикаций и публичных выступлений. Подробнее о нем см. в «Теософисте» за сентябрь 1909 г.

УИЛЬЯМ КИНГСЛАНД – автор "Евангелия праведности и др. книг и многочисленных статей по вопросам теософии.

КЕМПБЕЛ ФЕР ПЛАНК – член Американской секции Теософического общества.

РАИ Б. К. ЛАХИРИ – индийский брахман, впоследствии активный член Теософического общества.


Использованные источники

1. А. П. Синнетт , Оккультный мир.
2. Блаватская Е. П. Письма А. П. Синнету.
3. Желиховская. Радда-Бай.
4. Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская
5. М. К. Нэф. Личные мемуары Е.П. Блаватской
6. Елена Блаватская. Судьбы и лица… Сборник. Санкт-Петербург.
7. http://who-is-who.com.ua/bookmaket/dnepropetrovsk/9/89.html
8. http://www.theosophy.ru/hpb.htm
9. http://www.magisteriy.org/magpdf

К началу страницы


Составление: Н.Л.
Опубликовано: 5.06.2011
Последнее обновление: 5.06.2011